Работа со спортивно одаренными детьми
Приказ МАУ "СШОР "Сибиряк" от 01.09.2020 № 221 "Об утверждении методических рекомендаций о механизмах и критериях отбора спортивно одаренных детей в МАУ "СШОР "Сибиряк" (ссылка)
Основные направления отбора и ориентации, используемые в спортивной школе
Проблема спортивной ориентации и отбора уже давно не находится в стадии становления, а превратилась в самостоятельную науку. Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер ставит перед собой задачу создания обоснованного поиска талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию. Проблема совершенствования системы спортивной ориентации в настоящий момент со стороны специалистов различного профиля нашла большую поддержку как у нас в стране, так и за рубежом.
Несмотря на многочисленные имеющиеся данные, проблема отбора и ориентации наиболее талантливых людей, как самостоятельное направление, находится в стадии постоянного поиска, совершенствования и дальнейших разработок. Научно-обоснованные методы отбора «спортивных» детей в спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров спорта международного класса.
Особо актуальным является вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них, по мере формирования и развития организма, двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными, и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к определенным видам двигательной деятельности.
Поэтапные механизмы и критерии отбора спортивно одаренных детей
Этап
|
Направление |
Методы отбора |
Критерии |
Итог |
Первый этап |
Первичный отбор и спортивная ориентация. Всестороннее изучение и выявление задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям того или иного вида спорта, и содействие ребенку и его законному представителю в выборе наиболее благоприятного для ребенка вида спорта, в котором он сможет достигнуть высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья и гармоничного развития.
|
- Педагогические наблюдения;
- антропометрические измерения;
- определение морфологических и психофизиологических характеристик;
- анализ выполнения тестов (упражнений) для определения уровня общефизической подготовленности;
- анализ выполнения нормативов результатов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
- изучение динамики темпов прироста физических качеств. |
- Комплексная оценка результатов;
- отсутствие медицинских противопоказаний для занятий спортом. |
По итогам проведения первого этапа отбора рекомендуется предоставить ребенку и его законным представителям следующую информацию о видах спорта, к которым у ребенка имеется предрасположенность;
В силу индивидуальных различий в биологическом и психофизиологическом развитии детей, данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.
|
Второй этап |
Комплектование групп на этапе начальной подготовки (в том числе, при переводе со спортивно - оздоровительного этапа на этап начальной подготовки)
Выявление у детей физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих программ спортивной подготовки.
|
Анализ выполнения нормативов общей физической и специальной физической подготовки, тестирования, предварительного просмотра и иные методы. |
- Успешное прохождение индивидуального отбора для зачисления в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, на этап начальной подготовки;
- отсутствие медицинских противопоказаний для занятий спортом.
|
По итогам второго этапа отбора в Учреждении, рекомендуется предоставлять данные о детях, прошедших индивидуальный отбор и зачисленных на этапы спортивной подготовки.
|
Третий этап |
Комплектование групп на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) спортивной подготовки, создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия спортивного потенциала спортивно одаренных детей, проходящих спортивную подготовку, необходимого для включения в спортивные сборные команды.
|
- Анализ выполнения нормативов общей физической и специальной физической подготовки соответствующих требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки;
- анализ участия в тренировочных и спортивных мероприятиях;
- изучение динамики темпов прироста физических качеств;
- педагогические наблюдения;
- определение морфологических и психофизиологических характеристик.
|
- Успешная сдача контрольно-переводных нормативов в соответствии с программой спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки;
- оценка результатов участия в тренировочных и спортивных мероприятиях;
- наличие спортивных разрядов и званий;
- положительная динамика темпов прироста физических качеств;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта;
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом.
|
По итогам третьего этапа отбора рекомендуется предоставлять данные о спортивно одаренных детях, проходящих спортивную подготовку.
|
Четвертый этап |
Выявление спортивно одаренных детей при комплектовании групп на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, способных войти в составы спортивных сборных команд ХМАО-Югры, спортивных сборных команд Российской Федерации. |
- Обеспечение участия спортивно одаренных детей, проходящих спортивную подготовку, в официальных спортивных соревнованиях;
-Корректировка тренировочного процесса по подготовке к соревнованиям с учетом факторов, лимитирующих рост спортивного мастерства.
- Корректировка тренировочного процесса и подготовка к соревноревнованиям в соответствии с индивидуальными планами ССМ групп. |
- Результаты участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта;
- наличие высокого уровня адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам, психической устойчивости и мотивации к достижению спортивного результата в избранном виде спорта. |
По итогам четвертого этапа отбора рекомендуется предоставлять данные о спортивно одаренных детях, проходящих спортивную подготовку, региональным центрам спортивной подготовки.
|
Помощь родителям в выборе вида спорта для детей (ссылка)
Рекомендации родителям по выбору вида спорта (ссылка)
Тест «Темперамент ребёнка» (ссылка) |